27 Сентября 2010 10:00:00

Правообладание на голоса в аудиороликах.

Объект авторского права

Любая радиореклама, которую мы слышим, это объект авторского права, в том случае, когда она представляет собой результат объединенных усилий целого коллектива либо отдельного человека. Но здесь необходимо разграничить сферы влияния закона об авторском праве. Ограничения касаются не того, о чем радиоролик, то есть не тема, не то что рекламируется, а то, как это делается и с помощью, чьих голосов и песен привлекается внимание слушателя.

Самая уязвимая часть в любой рекламе, по мнению защитников авторского права, это так называемые «слоганы». Слоган это основная яркая, звучная и самое главное легко запоминающаяся фраза или рифмующееся предложение, передающее самую суть рекламного радиоролика. В России и Украине в отличие от многих стран, где в законах охраняющих работу авторов прописано: «слоганы не охраняются авторскими правами» нет такого положения. Исходя из этого, слоган должен быть результатом труда, то есть, придуман автором, а не просто расхожей и общеизвестной фразой.

И здесь очень большое влияние на слушателей оказывает то, чей голос они слышат. Ведь любой радиоролик запомнится и следовательно окажет большее воздействие, если его будет озвучивать хорошо известный а порой очень полюбившийся тембр. Это может быть знаменитый диктор, певец или даже актер. В последнее время в различной рекламе все чаще мы слышим знакомые по фильмам и песням голоса.

Банк голосов

В нашем мире, где за деньги рекламируется товар, сама радиореклама тоже является товаром. Следовательно, речевое сопровождение, которым озвучивается, тоже должен достойно оплачиваться. Но это возможно только в том случае, если будут неукоснительно соблюдаться авторские интересы того, чьи голосовые звуки звучат.

Казалось бы, чего проще, возьми известную песню, наложи на неё слова знаменитого человека и это может привлечь внимание. Но тут мы вступаем на скользкий путь незаконного использования результатов чужого труда. Ведь для того чтобы эта песня стала хитом или этот голос стал знаменитым и узнаваемым, были затрачены большие усилия многих людей. И в финансовом отношении постановка и отработка голоса стоит немало.

Поэтому как известная песня, так и знаменитая речь тоже становится товаром. Так что изготовители рекламы обязаны покупать у автора песни и хозяина голоса право на использование этого товара в изготовлении всего этого. Многие уважающие себя продакшн – студии закупают у авторов и правообладателей банк голосов дикторов и знаменитых людей, с последующим правом использовать эти голоса в озвучивании роликов. В этом случае проблемы с законом об авторском праве отпадают сами собой.